Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 11:28


Сайт

учителя начальных классов

Бакума

Светланы

Юрьевны

Меню сайта
Категории раздела
Задания олимпиад [1]
Подготовка к районной олимпиаде младших школьников
Мои доклады [6]
Методическая лаборатория [2]
Внеурочная деятельность [18]
Презентации [3]
В этом разделе собраны презентации к моим урокам, выступлениям. внеклассным мероприятиям.
Работа пришкольного лагеря [11]
Программа работы лагеря, разработки мероприятий
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои доклады

Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы
25.01.2013, 18:31
 

Педагогические чтения

«Приобщение младших школьников к традиционным ценностям Отечества»

Тема: «Приобщение  младших школьников к чтению художественной литературы»

 

                                                                                        Учитель начальных классов

                                                                                           МОУ «Поярковская СОШ № 2»

                                                                                     Бакума Светлана Юрьевна

Актуальность.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970 -1980 годы  возник и разделялся миф о России как о самой «читающей стране мира». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьёзной» литературы, классики, собирательство книг, создание своих домашних библиотек – всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе  как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась: в последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.   

       В 2000 году было проведено международное исследование детского чтения, по результатам которого Россия заняла 28 место. Это исследование заставляет нас задуматься о детском чтении, понять и принять меры, ведь чтение – это первооснова для  развития и успешного обучения ученика. В грядущем обществе «экономики знаний» чтение и «человек читающий» всё больше осознаётся как национальная ценность.

 Проблема  формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка. Читая литературные произведения, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. Искусство и литература развивают память,  мышление, фантазию, воображение и способности к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению»  От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. 
   В наше время меняется отношение  детей к чтению. Для детского чтения характерно:
- сокращение чтения в свободное время. Программа усложняется, количество
  предметов увеличивается, нет сил и возможности читать литературу для души.
- преобладание «делового» чтения над «свободным» 
  (ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя, т.е. общение с 
  книгой дома или в библиотеке он  воспринимает как продолжение урока за 
  рамками класса);
- изменение характера чтения (дети предпочитают читать сканворды, кроссворды, 
  комиксы и совсем не  детские журналы);
- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по 
  школьной программе,
- много отвлекающих моментов – телевидение,  компьютеры и видеоигры, 
 интернет - явления, которые поглощают внимание ребенка. 

 Как же воспитывать и поддерживать интерес к книге?

 Целью моей работы  стало:

-   создание условий, способствующих воспитанию и поддержанию интереса к книге, чтению.

 Задачи:

1. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с книгой;
2. Провести экспериментальную проверку используемых форм и методов с целью выявления их влияния на привитие интереса к чтению.

Работа с книгой должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ней на уроках, продолжая эту работу  на факультативных занятиях и   во внеурочное время.

          В настоящее время разработано много новых программ литературного образования младших школьников,

           Уроки литературного чтения в нашей школе ведутся с опорой на Программу по чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы Р.Н. Бунеева и
Е.В. Бунеевой.                               
     Авторы программы ставят цель уроков в том, "чтобы научить детей читать
художественную литературу, заложить основы формирования грамотного читателя”.
      Они  связали чтение с жизнью, стремясь сделать чтение детей  мотивированным посредством "сквозных” персонажей и построения уроков в форме эвристической беседы.
        Первоклассники учатся с мальчиком Петей Зайцевым, в которого превратился заяц Пус, чтобы пойти в школу. Ребята познают окружающий мир вместе с героем,
учатся рассказывать, общаться, быть вежливыми, тактичными, уважать чужое
мнение.
        Во втором классе уроки чтения становятся путешествием в сказку. Герои книги - второклассник Саша и домовой Афанасий – большой любитель чтения, лучший помощник, рассказчик, советчик для ребят.
       Третьеклассники читают книгу вместе  - девочкой Настей и ее папой. Теплая атмосфера семьи, отношения детей и родителей помогают учителю
реализовать задачу введения учеников в мир разнообразных по темам и жанрам
произведений литературы, 
        В четвертом классе вниманию учеников предлагается путешествие в историю
детской литературы, совершенное профессором Н.А.Рождественским и близнецами-
школьниками Игорем и Ольгой. 
      Практическая творческая направленность, интересный учебный материал,
структура уроков - дискуссий дают возможность учителю, работающему по данной
программе, привлечь младших школьников к чтению, воспитать внимательных,
думающих над книгой юных читателей.
        По результатам внутриклассного мониторингаа начало обучения (1 класс, 2008-2009 учебный год, 10 сентября) в классе выявилась следующая картина: из 18 человек
не знает буквы
4 человека
знает некоторые буквы
4 человека
знает все буквы, но не умеет читать
5 человек
читает
5 человек
Как показывает таблица 1, дети пришли с разным уровнем развития. Значит,  и работу по обучению грамоте нужно было строить так, чтобы всем детям было интересно. В дополнение к «Азбуке» мы стали вести  «Дневник чтения». В этих тетрадях ребята рисовали звуковичков,  печатали изученные буквы, рисовали рисунки на эти буквы, печатали первые слова. Сюда же я стала вклеивать переработанные мною задания из «Авторской развивающей прописи» Т.А. Кудряшовой («Фестиваль педагогических идей» - 2007 -2008).  Уже к  концу декабря  появились следующие результаты: из 17 человек
Тип чтения
 Количество учащихся
Читают слова и предложения только  с изученными буквами
5 человек
Читают  всё
12  человек
Таб.3
Темп чтения
Количество учащихся
до 10  слов
6 учащихся
до  40 слов
? учащийся
Более 40 слов
4 учащихся
В послебукварный период, на уроках литературного чтения  я стала использовать такие виды работы, как:
1. Пятиминутка чтения.
 Каждый ребёнок получает карточку с небольшим литературным произведением (рассказы для детей Л.Толстого, вырезки из журналов «Мурзилка». «Весёлые картинки» и др.)   Задача: прочитать рассказ и пересказать его соседу.    
     2. Поэтические минутки. Каждую пятницу на уроках литературного чтения дети читают наизусть  стихотворения различных поэтов на заданную тему (например: стихотворения о детях, об игрушках, о зиме, о девочках и др.)
     3. «Стань соавтором учебника». Этот вид работы включает в себя творческий подход: предлагаю нарисовать рисунок  к прочитанному произведению, изменить окончание сказки,  добавить к напечатанному в учебнике стихотворению другое стихотворение этого же поэта или  произведения других поэтов но по данной теме.
Это задание требует от ребёнка большой подготовки, пересматриванию книг в поисках нужных произведений.
     4. «Прочитай, посмотри и сравни». После чтения литературных произведений ,по-возможности,  просматриваем одноимённые мультфильмы или фильмы и проводим сравнительный анализ литературного текста и фильма.
  5. Медиаобразовательные игры, созданные на основе используемого материала: детских книгах; художественных и мультипликационных фильмах. Эти игры призваны развить, усовершенствовать восприятие текста ребенком, они должны помочь ему научиться полноценно читать и анализировать (на доступном уровне) произведения.

 «Угадай-ка».

Цель данной игры: развитие внимания и памяти. Для проведения игры необходимо несколько видеофрагментов или стоп-кадров из мультфильмов или иллюстраций из книг. Задача участников - угадать название произведений.. Игру с помощью программы Power Point можно проводить и как видеотест.

«Веришь или нет?»

Цель этой игры также развития внимания, и критического мышления (умения различать истинную и ложную информацию). Детям предлагается ряд предложений по прочитанному произведению, которые ведущий произносит вслух или смысл высказываний представлен на мониторе в виде картинок. Глядя на изображения или воспринимая на слух предложения, ребенок должен решить, какие из высказываний истинные, а какие ложные

6. «Напиши письмо автору» После прочтения произведения ребята пишут письмо автору, в котором высказывают своё мнение о его творчестве, что понравилось и что не понравилось, что хотели бы изменить.

Приобщать к чтению книг необходимо не только на уроке.

Во-первых, обязательным для ребят считается летнее чтение, по результатам которого дети обязательно ведут дневник для участия в конкурсе «Лучший читатель» и «Лучший читательский дневник».  Дневник ведётся в любой форме, но обязательным должна быть запись автора и название книги. В сентябре  подводятся итоги летнего чтения и награждается победитель.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями  обладают выходы в библиотеку, экскурсии, и, разумеется, система внеурочной исследовательской и проектной работы учащихся.

Мы частые посетители районной детской библиотеки. В первом классе эти выходы были 1 раз в неделю, во втором классе – 1 раз в2 недели. Каждая встреча готовит ребятам то знакомство с новым, ещё неизвестным автором и его произведениями, то беседы и праздники на определённую тему, то конкурсные задания. Каждая встреча заканчивается выбором книг для чтения.

Опробовали мы  исследовательскую деятельность и метод проектов. Так, в 1 классе мы работали над проектом «Моя первая азбука». Каждый ребёнок, совместно с родителями, создавал свою Азбуку. В результате родилось ещё 13 азбук. Детская библиотека организовала выставку наших работ в читальном зале.

Во втором классе мы начали работу над социальным проектом «Подари библиотеке книгу!» В ходе работы над проектом ребята организовали ярмарку-продажу сувениров, изготовленных своими руками, обратились ко всем ученикам школы с просьбой подарить книгу библиотеке, помогли библиотекарям в ремонте книг, а на вырученные деньги теперь предстоит нам купить новые красочные книги в дар библиотеке и самим себе. Причём, каждый ребёнок выберет сам, какую книгу ему захочется купить.

Результатом работы по воспитанию у учащихся интереса к чтению книг могут служит следующие результаты;

1.Результаты анкетирования в классе к родительскому собранию (к окончанию 1 класса – опрошено 17 человек)

1.Что ты больше любишь?

             А) читать сам – 13 ребят

             Б) слушать чтение взрослых – 2

             В) смотреть телевизор - 2

4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

             А) да – 14

             Б) нет – 3

2.     Анализ техники чтения учащихся класса

3.     Анализ читательских формуляров детской библиотеки

Ф.И. ребёнка

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч. год

 (1 четверть)

1.Долочеева Александра

12 книг

 7 книг

2.Доля Даниил

14 книг

 8 книг

3. Ефремова Ангелина

12 книг

10 книг

4. Козлов Максим

5 книг

6 книг

5.Кудряшова Анна

8 книг

4 книги

6. Лапина Анастасия

 

1 книга

7. Медведев Алексей

7 книг

15 книг

8. Москвитина Олеся

12 книг

5 книг (большие книги)

9. Погорелова Татьяна

 8 книг

2 книги (большие книги)

10. Савельев Дима

9 книг

6 книг

11. Трегубенко Дарья

14 книг

6 книг+ журналы

12. Тищенко Дмитрий

 9 книг

8 книг

13. Цибенко Валерия

12 книг

6 книг (большие книги)

14. Чигрина  Ксения

11 книг

5 книг (большие книги)

15. Хмелёва Арина

7 книг

-    (музыкальная школа)

16. Бландинская Наталья

8 книг

-    (вернулась из города)

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: интерес к чтению можно и нужно прививать, ведь не зря же русский народ сложил такую поговорку: «Чем больше читаешь, тем больше знаешь»!

Категория: Мои доклады | Добавил: Svetlana | Теги: социальный проект, Чтение, игры проектная деятельность по чтен, приобщение младших школьников к чте
Просмотров: 2906 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz