Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВоскресенье, 22.10.2017, 04:02


Сайт

учителя начальных классов

Бакума

Светланы

Юрьевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои доклады [6]
Методическая лаборатория [2]
Внеурочная деятельность [14]
Презентации [3]
В этом разделе собраны презентации к моим урокам, выступлениям. внеклассным мероприятиям.
Наш опрос

Какой раздел сайта Вам был более полезен?

Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои доклады

Проектная деятельность в системе воспитательной работы
25.01.2013, 18:15

Проектная деятельность в системе воспитательной работы в 3 «А» классе.

учитель начальных классов Бакума С.Ю.

МОУ «Поярковская СОШ № 2», с. Поярково,

Михайловского района, Амурской области

(выступление на педагогическом совете школы, 13.04.2011)

Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно. Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:

  • 10 % от того, что они читают,
  • 26 % от того, что они слышат,
  • 30 % от того, что они видят,
  • 50 % от того, что они видят и слышат,
  • 70 % от того, что они обсуждают с другими,
  • 80 % от того, что основано на личном опыте,
  • 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,
  • 95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988).

Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих - наставника.  В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности: общение, деятельность, познание, рефлексия.

Действительно, исследуя нюансы включения ребенка младших классов в проектную деятельность, отмечаем, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие) возникает множество трудностей.  Среди них наиболее ярко выделяются следующие:

  • у ребенка младшего школьного возраста недостаточно развита аналитичность мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;
  • младшие школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы;
  • эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.

В связи с вышесказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к. именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Вопрос заключается лишь в правильном подборе методов и приёмов формирования исследовательской компетенции, адекватных возрастным особенностям младшего школьника

     Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.

    Перед собой я поставила задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу.  С 2008 – 2009 учебного года, когда нынешние мои дети пришли в 1 класс, я стала  включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции. Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.

Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими.

     Этот метод я использую недавно, но эта работа заняла особое место и помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Эта работа охватывает огромное количество задач, а именно, формирование, развитие и приобретение индивидуальных навыков, навыков общения, междисциплинарных навыков и навыков работы в группе.

При создании проектов тесно сотрудничаю с учителями – предметниками, работниками сельской библиотеки, родителями, работниками музея. В работе использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы.

В своей работе придерживаюсь следующих требований:

  1. Проект разрабатывается с согласия  или  по инициативе учащихся.
  2. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные.
  3. Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых.
  4. Работа по проекту является исследовательской.
  5. Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.

Работу делю на несколько этапов.

1. Подготовка.

а) определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта;

б) делим учащихся на группы или работаем всем классом.

2. Планирование.

а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию;

б) определяем способы представления результатов;

в) распределяем обязанности в группах.

3. Исследование.

а) формулируем проблему;

б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;

в) выбираем методы исследования.

4. Результаты и выводы

а) анализируем информацию и формулируем выводы.

5. Представление или отчёт (проходит  на родительском собрании, перед общественностью).

6. Оценка результатов и процесса

а) организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.

Проекты подбираем такие, которые были бы интересны и полезны детям. Например:

     В первом классе мы  воплотили проект,  который взял начало на уроках обучения грамоте и плавно перешёл во внеурочное занятие – проект «Моя первая  книга» или «Моя первая азбука». Идея проекта состояла в том, чтобы на каждую букву алфавита ребёнок сам подобрал рисунок (аппликацию, картинку) в соответствии со своей персональной темой Азбуки. Предварительно мы посетили сельскую библиотеку, где ребят познакомили с различными азбуками. В результате нашей работы возникли 13  абсолютно разных, неординарных Азбук, которые мы оформили в виде книг. Результатом детского творчества стала выставка в районной детской библиотеке, по результатам которой мы получили много добрых отзывов.

      Во втором классе мы совместно с 2 «Б» классом осуществили социальный проект «Подари библиотеке книгу». Идея  работы над этим проектом возникла всё в той же библиотеке, когда дети после очередного мероприятия выбирали книги для чтения. Мы обратили внимание на маленький выбор книг для нашего возраста и решили восполнить этот пробел. Собрав два класса вместе, мы разбили детей на группы. Каждая группа предложила свои пути решения этой проблемы, из которых, после решения детского жюри были выбраны такие: объявить по начальной школе акцию «Подари библиотеке книгу», помочь работникам библиотеки в ремонте книг, организовать ярмарку и на вырученные деньги закупить новые книги. Результатом этой работы стало приобретение 53 новых книг для детского чтения и 143 книги нам удалось собрать из личных библиотек. В ходе  реализации этого проекта ребята открыли для себя новое ощущение: оказывается приятно не только получать подарки, но и самим  дарить их. Символично то, что вручали мы наши подарки библиотеке в канун  Нового года!

       В этом учебном году свой творческий проект мы посвятили нашим мамам. Именно для них мы решили к женскому празднику сами вырастить тюльпаны. Проект преследовал две цели: подготовить сюрприз для мам, и исследовать условия, при которых растут тюльпаны. Ребята посетили магазин, где приобрели луковицы этих цветов, купили горшочки и землю, посоветовались с продавцом, которая дала нам рекомендации по проращиванию тюльпанов и посоветовала, какую литературу следует почитать. И мы принялись за дело.  Каждый сам ухаживал за своим цветочком, ежедневно проверяя, как быстро он растёт. И пусть наши ожидания не оправдались, и наши тюльпаны расцвели задолго до нужного нам срока, но отрицательный результат тоже результат: мы изучили методику  проращивания этих цветов в комнатных условиях. Замерили время  и температуру, необходимую для  роста и развития тюльпанов и в следующем году надеемся на положительный результат. Но  нам удалось получить главные результат: радость ребёнка от того, как удивлялись и восхищались мамы от неожиданного чуда среди снежной зимы!

      В данный момент мы  работаем над проектом «Фруктовый сад на нашем  подоконнике» Мы решили проверить, можно ли из косточки вырастить дерево. Ребята посадили косточки яблока, финика, лимона, граната и мандарина и наблюдают за результатом.

 

      В завершении своего выступления  я хочу сказать, что на начало учебного года я не составляю план по организации проектов во внеклассной работе. Темы появляются по мере возникновения интереса детей к той или иной проблеме. Я  понимаю, что в моей работе над проектом не всегда выполняется  условие, что надо делить детей на группы. Мы порой работаем всем классом. Но в данной работе и меня и детей устраивает результат: ребята читают книги, осваивают новые знания, учатся работать в коллективе, радуются и удивляются успехам одноклассников. И ещё один положительный момент этого направления: большая часть родителей поддерживает инициативу, и активно помогают детям, включаясь в работу.

Категория: Мои доклады | Добавил: Svetlana | Теги: 3 класс, проектная деятельность в начальной , проекты, метод проектов, педсовет, воспитательная работа
Просмотров: 799 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz