Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВоскресенье, 22.10.2017, 04:09


Сайт

учителя начальных классов

Бакума

Светланы

Юрьевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои доклады [6]
Методическая лаборатория [2]
Внеурочная деятельность [14]
Презентации [3]
В этом разделе собраны презентации к моим урокам, выступлениям. внеклассным мероприятиям.
Наш опрос

Какой раздел сайта Вам был более полезен?

Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои доклады

Организация досуговой деятельности учащихся как условие формирования позитивных детско-родительских отношений
[ Скачать с сервера (898.8Kb) ] 08.04.2012, 11:48

Районные педагогические чтения

«Семья, школа, общество – взаимодействие ради будущего»

Доклад по теме:

«Организация досуговой деятельности учащихся как условие формирования позитивных

 детско-родительских отношений».

 

Подготовила учитель начальных классов

МОБУ «Поярковская СОШ № 2» Бакума С.Ю.

                                                           "Воспитние есть процесс социальный в широком смысле.
                   Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди.
                                                                          Из них на первом месте – родители и педагоги.”

А.С.Макаренко.

Введение

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время  происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.  И от того, как ребёнок научится распределять время, организовывать свою деятельность – будет зависеть его взрослая жизнь.

Как и у взрослого человека,  день школьника делится на две составляющие – время учёбы и свободное время. Свободное время необходимо каждому человеку. Подсчеты показали, что даже у самого загруженного ребенка все-таки есть 3-5 часов свободного времени, это почти 1500 часов в год, не считая каникул. Чем же заполнить его?  Нет науки заполнять свободное время, ведь это сама жизнь.

В нашем, взрослом, понимании свободное время (досуг) - часть внерабочего времени, которое остаётся после непреложных занятий и расходуется на восстановление сил, а также физическое и духовное развитие человека. Свободное время охватывает приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и д. т.), любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и т.д. Но может содержать также и пассивный отдых (ничегонеделание) и даже антикультурные занятия.      

Свободное время наших детей - время отнюдь не праздное. Семья – своеобразная педагогическая академия. Если досуг в семье проводится примитивно -  это сказывается и на ребенке. Проявится не сразу – через много лет. Отсюда и важнейшая родительская задача – учить отдыхать. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. И необходимо выработать эту потребность у детей отдыхать так, а не иначе.

Актуальность.

С момента поступления ребёнка в школу, организация досуговой деятельности учащихся рассматривается  как условие формирования позитивных детско-родительских отношений.

Работая учителем начальных классов не первый год, я обратила внимание на один непреложный факт: в первом классе родители активно посещают все мероприятия и праздники, организуемые учителем. Чем старше становятся дети, тем менее активны родители, тем реже они появляются в школе. Их интерес ограничивается  узнаванием оценок по учебным предметам, которые получил ребёнок за определённый промежуток времени.

Та же картина повторилась и в этом наборе. В первом классе высокое посещение мероприятий, организуемое учителем. Во втором классе на проведение таких праздников как День Знаний, Новый год, 8 марта, 23 февраля, окончание учебного года родители приходят почти в 100% составе.  Периодические праздники, походы и вечера отдыха родителями практически игнорируются.

Виды мероприятий

Класс/ процент посещаемости

1 класс

2 класс

1. Календарные праздники (День Знаний, Новый год, 8 марта, 23 февраля, окончание учебного года)

100%

76 %

2. Периодические мероприятия (День именинника, День матери, Ярмарка Здоровья и др)

80%

47 %

 

3. Походы

52 %

35  %

Таким образом определилась цель работы: формирование позитивных детско-родительских отношений  через организацию досуговой деятельности в классе.

Тогда я решила строить работу по организации досуговой деятельности с учащимися в классе следующим образом. На первое родительское собрание в начале третьего года обучения мы собрались вместе: учитель, родители и дети. Рассаживались в три группы. Каждая группа выбирала своего капитана. Затем каждая группа  выдвигала идеи по теме «Как нам жить в этом учебном году». Из всех предложений коллективным голосование мы отобрали лучшие и записали их на отдельные листы. После этого представители каждой группы тянули жребий: кто за какое мероприятие отвечает. Таким образом, каждая группа стала ответственной за организацию 2-3 мероприятий. Результат превзошёл все мои ожидания.

1)      Родители проявили всю свою смекалку и творчество. Они рылись в интернете, находили интересные сценарии, шили  необходимые атрибуты для проведения праздника. Поход «В поисках  сокровищ», День летних и осенних именинников «Праздник в стране гномов», спортивный праздник «Весёлые состязания» прошли ярко и весело.

2)      Помимо традиционных праздников, по инициативе родителей,  были организованы  «День Святого Валентина» и экскурсия на пограничную заставу в День пограничника.

3)      К организации мероприятия были привлечены и сами дети той группы, которая отвечала за данный праздник. Они уточняли списки тех, кто будет на празднике, готовили и раздавали приглашения, сувениры, выполняли поручения родителей.

4)      Повысилась посещаемость внеклассных мероприятий родителями. Изменилось эмоциональное состояние детей. 

5)      По инициативе родителей в этом учебном году стала выходить классная газета «Кри4Алка», статьи в которую принимаются от детей (в первую очередь), родителей и учителя. Её редактором является Салтыкова Ольга Анатольевна.

Находясь в постоянном творческом поиске, удалось отыскать несколько  ключиков к успешному взаимодействию с родителями в данном направлении:

  • периодические праздники, совместные вечера отдыха для родителей с детьми,  проведение различных конкурсов,   которые сближают родителей, детей и педагогов; в непосредственной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие.    Родители могут увидеть своего ребенка в нестандартной ситуации, понять, насколько разные все дети, оценить способности своего ребенка, спланировать, над чем стоит поработать дома. Стоит отметить и положительные эмоции, которые получают как родители, так и дети.
  • сезонные  походы, которые способствуют укреплению здоровья, взаимоотношений; формируют потребность в здоровом образе жизни, занятиях спортом. В нашем классе сложилась здоровая традиция и потребность ходить в походы 3 раза в год: осенью ( в пору листопада), зимой и весной ( в конце учебного года). И это не считая лыжной прогулки по школьному стадиону на январских каникулах, которая также вошла в традицию.
  • совместные поездки в зоопарк, театр – это возможность увидеть своих детей со стороны.
  • привлечение родителей к организации праздников для детей мобилизует их силы на выдумку и фантазию.
  • создание "Книги добрых дел” является стимулом для активного участия родителей в жизни класса

В результате такой плодотворной деятельности, в  конце 3 класса наблюдалась такая картина:

В этом учебном  году, учтя все недостатки работы за прошлый год, мы  решили оставить эту форму работы. Уже сформированы новые группы  и составлен план работы.

И ещё. Готовясь к данному выступлению, я  попросила  детей ответить на несколько вопросов. В анкете принимали участие 14 детей из 17.

Цель: выяснить отношение детей к совместному отдыху с родителями  во внеурочное время.

1.  Как часто твои родители посещают классные мероприятия:

- всегда – 2             - часто – 6                       - редко – 6                      - никогда – 0

2. Что ты чувствуешь, когда родители приходят вместе с тобой на праздник в класс?

- радость – 13                       - счастье – 3                      - гордость – 1

3. Что ты чувствуешь, когда родители не приходят к тебе на праздник?

- огорчение – 11                   - сожаление – 3             - неудобство – 2           - разочарование – 1

4. Хотелось бы тебе, чтобы родители всегда присутствовали на классных мероприятиях?

- да – 14          - нет - 0

5. Проводите ли вы свободное время вместе с родителями?

Да – 6                   Часто – 5                    Редко – 2                  Нет – 1 (звоночек для учителя!)

Вывод: младшие школьники  очень чутко реагируют на присутствие родителей в их школьной жизни. Они счастливы, если родители рядом, и огорчаются, чувствуют себя неловко, когда их родители на общем празднике отсутствуют. Не зря говорят: гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту.

Я считаю, что выбранные мною формы работы по формированию позитивных детско-родительских отношений работают, приносят первые результаты и в 5 класс мы выйдем сплоченным, дружным коллективом детей и родителей, стремящихся и умеющих организовывать свой досуг в хорошем смысле этого слова.

Закончить своё выступление я хочу известными  словами А.С.Макаренко: "Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

Категория: Мои доклады | Добавил: Svetlana | Теги: дитагностика, Работа с родителями, досуг, детско-родительские отношения
Просмотров: 1548 | Загрузок: 183 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz