Районные педагогические чтения
«Семья, школа, общество – взаимодействие ради будущего»
Доклад по теме:
«Организация досуговой деятельности учащихся как условие формирования позитивных
детско-родительских отношений».
Подготовила учитель начальных классов
МОБУ «Поярковская СОШ № 2» Бакума С.Ю.
"Воспитние есть процесс социальный в широком смысле.
Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.”
А.С.Макаренко.
Введение
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. И от того, как ребёнок научится распределять время, организовывать свою деятельность – будет зависеть его взрослая жизнь.
Как и у взрослого человека, день школьника делится на две составляющие – время учёбы и свободное время. Свободное время необходимо каждому человеку. Подсчеты показали, что даже у самого загруженного ребенка все-таки есть 3-5 часов свободного времени, это почти 1500 часов в год, не считая каникул. Чем же заполнить его? Нет науки заполнять свободное время, ведь это сама жизнь.
В нашем, взрослом, понимании свободное время (досуг) - часть внерабочего времени, которое остаётся после непреложных занятий и расходуется на восстановление сил, а также физическое и духовное развитие человека. Свободное время охватывает приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и д. т.), любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и т.д. Но может содержать также и пассивный отдых (ничегонеделание) и даже антикультурные занятия.
Свободное время наших детей - время отнюдь не праздное. Семья – своеобразная педагогическая академия. Если досуг в семье проводится примитивно - это сказывается и на ребенке. Проявится не сразу – через много лет. Отсюда и важнейшая родительская задача – учить отдыхать. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. И необходимо выработать эту потребность у детей отдыхать так, а не иначе.
Актуальность.
С момента поступления ребёнка в школу, организация досуговой деятельности учащихся рассматривается как условие формирования позитивных детско-родительских отношений.
Работая учителем начальных классов не первый год, я обратила внимание на один непреложный факт: в первом классе родители активно посещают все мероприятия и праздники, организуемые учителем. Чем старше становятся дети, тем менее активны родители, тем реже они появляются в школе. Их интерес ограничивается узнаванием оценок по учебным предметам, которые получил ребёнок за определённый промежуток времени.
Та же картина повторилась и в этом наборе. В первом классе высокое посещение мероприятий, организуемое учителем. Во втором классе на проведение таких праздников как День Знаний, Новый год, 8 марта, 23 февраля, окончание учебного года родители приходят почти в 100% составе. Периодические праздники, походы и вечера отдыха родителями практически игнорируются.
Виды мероприятий
|
Класс/ процент посещаемости
|
1 класс
|
2 класс
|
1. Календарные праздники (День Знаний, Новый год, 8 марта, 23 февраля, окончание учебного года)
|
100%
|
76 %
|
2. Периодические мероприятия (День именинника, День матери, Ярмарка Здоровья и др)
|
80%
|
47 %
|
3. Походы
|
52 %
|
35 %
|
Таким образом определилась цель работы: формирование позитивных детско-родительских отношений через организацию досуговой деятельности в классе.
Тогда я решила строить работу по организации досуговой деятельности с учащимися в классе следующим образом. На первое родительское собрание в начале третьего года обучения мы собрались вместе: учитель, родители и дети. Рассаживались в три группы. Каждая группа выбирала своего капитана. Затем каждая группа выдвигала идеи по теме «Как нам жить в этом учебном году». Из всех предложений коллективным голосование мы отобрали лучшие и записали их на отдельные листы. После этого представители каждой группы тянули жребий: кто за какое мероприятие отвечает. Таким образом, каждая группа стала ответственной за организацию 2-3 мероприятий. Результат превзошёл все мои ожидания.
1) Родители проявили всю свою смекалку и творчество. Они рылись в интернете, находили интересные сценарии, шили необходимые атрибуты для проведения праздника. Поход «В поисках сокровищ», День летних и осенних именинников «Праздник в стране гномов», спортивный праздник «Весёлые состязания» прошли ярко и весело.
2) Помимо традиционных праздников, по инициативе родителей, были организованы «День Святого Валентина» и экскурсия на пограничную заставу в День пограничника.
3) К организации мероприятия были привлечены и сами дети той группы, которая отвечала за данный праздник. Они уточняли списки тех, кто будет на празднике, готовили и раздавали приглашения, сувениры, выполняли поручения родителей.
4) Повысилась посещаемость внеклассных мероприятий родителями. Изменилось эмоциональное состояние детей.
5) По инициативе родителей в этом учебном году стала выходить классная газета «Кри4Алка», статьи в которую принимаются от детей (в первую очередь), родителей и учителя. Её редактором является Салтыкова Ольга Анатольевна.
Находясь в постоянном творческом поиске, удалось отыскать несколько ключиков к успешному взаимодействию с родителями в данном направлении:
- периодические праздники, совместные вечера отдыха для родителей с детьми, проведение различных конкурсов, которые сближают родителей, детей и педагогов; в непосредственной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие. Родители могут увидеть своего ребенка в нестандартной ситуации, понять, насколько разные все дети, оценить способности своего ребенка, спланировать, над чем стоит поработать дома. Стоит отметить и положительные эмоции, которые получают как родители, так и дети.
- сезонные походы, которые способствуют укреплению здоровья, взаимоотношений; формируют потребность в здоровом образе жизни, занятиях спортом. В нашем классе сложилась здоровая традиция и потребность ходить в походы 3 раза в год: осенью ( в пору листопада), зимой и весной ( в конце учебного года). И это не считая лыжной прогулки по школьному стадиону на январских каникулах, которая также вошла в традицию.
- совместные поездки в зоопарк, театр – это возможность увидеть своих детей со стороны.
- привлечение родителей к организации праздников для детей мобилизует их силы на выдумку и фантазию.
- создание "Книги добрых дел” является стимулом для активного участия родителей в жизни класса
В результате такой плодотворной деятельности, в конце 3 класса наблюдалась такая картина:
В этом учебном году, учтя все недостатки работы за прошлый год, мы решили оставить эту форму работы. Уже сформированы новые группы и составлен план работы.
И ещё. Готовясь к данному выступлению, я попросила детей ответить на несколько вопросов. В анкете принимали участие 14 детей из 17.
Цель: выяснить отношение детей к совместному отдыху с родителями во внеурочное время.
1. Как часто твои родители посещают классные мероприятия:
- всегда – 2 - часто – 6 - редко – 6 - никогда – 0
2. Что ты чувствуешь, когда родители приходят вместе с тобой на праздник в класс?
- радость – 13 - счастье – 3 - гордость – 1
3. Что ты чувствуешь, когда родители не приходят к тебе на праздник?
- огорчение – 11 - сожаление – 3 - неудобство – 2 - разочарование – 1
4. Хотелось бы тебе, чтобы родители всегда присутствовали на классных мероприятиях?
- да – 14 - нет - 0
5. Проводите ли вы свободное время вместе с родителями?
Да – 6 Часто – 5 Редко – 2 Нет – 1 (звоночек для учителя!)
Вывод: младшие школьники очень чутко реагируют на присутствие родителей в их школьной жизни. Они счастливы, если родители рядом, и огорчаются, чувствуют себя неловко, когда их родители на общем празднике отсутствуют. Не зря говорят: гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту.
Я считаю, что выбранные мною формы работы по формированию позитивных детско-родительских отношений работают, приносят первые результаты и в 5 класс мы выйдем сплоченным, дружным коллективом детей и родителей, стремящихся и умеющих организовывать свой досуг в хорошем смысле этого слова.
Закончить своё выступление я хочу известными словами А.С.Макаренко: "Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
|