Педагогические чтения
«Приобщение младших школьников к традиционным ценностям Отечества»
Тема: «Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы»
Учитель начальных классов
МОУ «Поярковская СОШ № 2»
Бакума Светлана Юрьевна
Актуальность.
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970 -1980 годы возник и разделялся миф о России как о самой «читающей стране мира». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьёзной» литературы, классики, собирательство книг, создание своих домашних библиотек – всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась: в последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.
В 2000 году было проведено международное исследование детского чтения, по результатам которого Россия заняла 28 место. Это исследование заставляет нас задуматься о детском чтении, понять и принять меры, ведь чтение – это первооснова для развития и успешного обучения ученика. В грядущем обществе «экономики знаний» чтение и «человек читающий» всё больше осознаётся как национальная ценность.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка. Читая литературные произведения, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способности к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению» От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.
В наше время меняется отношение детей к чтению. Для детского чтения характерно:
- сокращение чтения в свободное время. Программа усложняется, количество
предметов увеличивается, нет сил и возможности читать литературу для души.
- преобладание «делового» чтения над «свободным»
(ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя, т.е. общение с
книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за
рамками класса);
- изменение характера чтения (дети предпочитают читать сканворды, кроссворды,
комиксы и совсем не детские журналы);
- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по
школьной программе,
- много отвлекающих моментов – телевидение, компьютеры и видеоигры,
интернет - явления, которые поглощают внимание ребенка.
Как же воспитывать и поддерживать интерес к книге?
Целью моей работы стало:
- создание условий, способствующих воспитанию и поддержанию интереса к книге, чтению.
Задачи:
1. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с книгой;
2. Провести экспериментальную проверку используемых форм и методов с целью выявления их влияния на привитие интереса к чтению.
Работа с книгой должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ней на уроках, продолжая эту работу на факультативных занятиях и во внеурочное время.
В настоящее время разработано много новых программ литературного образования младших школьников,
Уроки литературного чтения в нашей школе ведутся с опорой на Программу по чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы Р.Н. Бунеева и
Е.В. Бунеевой.
Авторы программы ставят цель уроков в том, "чтобы научить детей читать
художественную литературу, заложить основы формирования грамотного читателя”.
Они связали чтение с жизнью, стремясь сделать чтение детей мотивированным посредством "сквозных” персонажей и построения уроков в форме эвристической беседы.
Первоклассники учатся с мальчиком Петей Зайцевым, в которого превратился заяц Пус, чтобы пойти в школу. Ребята познают окружающий мир вместе с героем,
учатся рассказывать, общаться, быть вежливыми, тактичными, уважать чужое
мнение.
Во втором классе уроки чтения становятся путешествием в сказку. Герои книги - второклассник Саша и домовой Афанасий – большой любитель чтения, лучший помощник, рассказчик, советчик для ребят.
Третьеклассники читают книгу вместе - девочкой Настей и ее папой. Теплая атмосфера семьи, отношения детей и родителей помогают учителю
реализовать задачу введения учеников в мир разнообразных по темам и жанрам
произведений литературы,
В четвертом классе вниманию учеников предлагается путешествие в историю
детской литературы, совершенное профессором Н.А.Рождественским и близнецами-
школьниками Игорем и Ольгой.
Практическая творческая направленность, интересный учебный материал,
структура уроков - дискуссий дают возможность учителю, работающему по данной
программе, привлечь младших школьников к чтению, воспитать внимательных,
думающих над книгой юных читателей.
По результатам внутриклассного мониторингаа начало обучения (1 класс, 2008-2009 учебный год, 10 сентября) в классе выявилась следующая картина: из 18 человек
не знает буквы
|
4 человека
|
знает некоторые буквы
|
4 человека
|
знает все буквы, но не умеет читать
|
5 человек
|
читает
|
5 человек
|
Как показывает таблица 1, дети пришли с разным уровнем развития. Значит, и работу по обучению грамоте нужно было строить так, чтобы всем детям было интересно. В дополнение к «Азбуке» мы стали вести «Дневник чтения». В этих тетрадях ребята рисовали звуковичков, печатали изученные буквы, рисовали рисунки на эти буквы, печатали первые слова. Сюда же я стала вклеивать переработанные мною задания из «Авторской развивающей прописи» Т.А. Кудряшовой («Фестиваль педагогических идей» - 2007 -2008). Уже к концу декабря появились следующие результаты: из 17 человек
Тип чтения
|
Количество учащихся
|
Читают слова и предложения только с изученными буквами
|
5 человек
|
Читают всё
|
12 человек
|
Таб.3
Темп чтения
|
Количество учащихся
|
до 10 слов
|
6 учащихся
|
до 40 слов
|
? учащийся
|
Более 40 слов
|
4 учащихся
|
В послебукварный период, на уроках литературного чтения я стала использовать такие виды работы, как:
1. Пятиминутка чтения.
Каждый ребёнок получает карточку с небольшим литературным произведением (рассказы для детей Л.Толстого, вырезки из журналов «Мурзилка». «Весёлые картинки» и др.) Задача: прочитать рассказ и пересказать его соседу.
2. Поэтические минутки. Каждую пятницу на уроках литературного чтения дети читают наизусть стихотворения различных поэтов на заданную тему (например: стихотворения о детях, об игрушках, о зиме, о девочках и др.)
3. «Стань соавтором учебника». Этот вид работы включает в себя творческий подход: предлагаю нарисовать рисунок к прочитанному произведению, изменить окончание сказки, добавить к напечатанному в учебнике стихотворению другое стихотворение этого же поэта или произведения других поэтов но по данной теме.
Это задание требует от ребёнка большой подготовки, пересматриванию книг в поисках нужных произведений.
4. «Прочитай, посмотри и сравни». После чтения литературных произведений ,по-возможности, просматриваем одноимённые мультфильмы или фильмы и проводим сравнительный анализ литературного текста и фильма.
5. Медиаобразовательные игры, созданные на основе используемого материала: детских книгах; художественных и мультипликационных фильмах. Эти игры призваны развить, усовершенствовать восприятие текста ребенком, они должны помочь ему научиться полноценно читать и анализировать (на доступном уровне) произведения.
«Угадай-ка».
Цель данной игры: развитие внимания и памяти. Для проведения игры необходимо несколько видеофрагментов или стоп-кадров из мультфильмов или иллюстраций из книг. Задача участников - угадать название произведений.. Игру с помощью программы Power Point можно проводить и как видеотест.
«Веришь или нет?»
Цель этой игры также развития внимания, и критического мышления (умения различать истинную и ложную информацию). Детям предлагается ряд предложений по прочитанному произведению, которые ведущий произносит вслух или смысл высказываний представлен на мониторе в виде картинок. Глядя на изображения или воспринимая на слух предложения, ребенок должен решить, какие из высказываний истинные, а какие ложные
6. «Напиши письмо автору» После прочтения произведения ребята пишут письмо автору, в котором высказывают своё мнение о его творчестве, что понравилось и что не понравилось, что хотели бы изменить.
Приобщать к чтению книг необходимо не только на уроке.
Во-первых, обязательным для ребят считается летнее чтение, по результатам которого дети обязательно ведут дневник для участия в конкурсе «Лучший читатель» и «Лучший читательский дневник». Дневник ведётся в любой форме, но обязательным должна быть запись автора и название книги. В сентябре подводятся итоги летнего чтения и награждается победитель.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями обладают выходы в библиотеку, экскурсии, и, разумеется, система внеурочной исследовательской и проектной работы учащихся.
Мы частые посетители районной детской библиотеки. В первом классе эти выходы были 1 раз в неделю, во втором классе – 1 раз в2 недели. Каждая встреча готовит ребятам то знакомство с новым, ещё неизвестным автором и его произведениями, то беседы и праздники на определённую тему, то конкурсные задания. Каждая встреча заканчивается выбором книг для чтения.
Опробовали мы исследовательскую деятельность и метод проектов. Так, в 1 классе мы работали над проектом «Моя первая азбука». Каждый ребёнок, совместно с родителями, создавал свою Азбуку. В результате родилось ещё 13 азбук. Детская библиотека организовала выставку наших работ в читальном зале.
Во втором классе мы начали работу над социальным проектом «Подари библиотеке книгу!» В ходе работы над проектом ребята организовали ярмарку-продажу сувениров, изготовленных своими руками, обратились ко всем ученикам школы с просьбой подарить книгу библиотеке, помогли библиотекарям в ремонте книг, а на вырученные деньги теперь предстоит нам купить новые красочные книги в дар библиотеке и самим себе. Причём, каждый ребёнок выберет сам, какую книгу ему захочется купить.
Результатом работы по воспитанию у учащихся интереса к чтению книг могут служит следующие результаты;
1.Результаты анкетирования в классе к родительскому собранию (к окончанию 1 класса – опрошено 17 человек)
1.Что ты больше любишь?
А) читать сам – 13 ребят
Б) слушать чтение взрослых – 2
В) смотреть телевизор - 2
4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
А) да – 14
Б) нет – 3
2. Анализ техники чтения учащихся класса
3. Анализ читательских формуляров детской библиотеки
Ф.И. ребёнка
|
2008-2009 уч. год
|
2009-2010 уч. год
(1 четверть)
|
1.Долочеева Александра
|
12 книг
|
7 книг
|
2.Доля Даниил
|
14 книг
|
8 книг
|
3. Ефремова Ангелина
|
12 книг
|
10 книг
|
4. Козлов Максим
|
5 книг
|
6 книг
|
5.Кудряшова Анна
|
8 книг
|
4 книги
|
6. Лапина Анастасия
|
|
1 книга
|
7. Медведев Алексей
|
7 книг
|
15 книг
|
8. Москвитина Олеся
|
12 книг
|
5 книг (большие книги)
|
9. Погорелова Татьяна
|
8 книг
|
2 книги (большие книги)
|
10. Савельев Дима
|
9 книг
|
6 книг
|
11. Трегубенко Дарья
|
14 книг
|
6 книг+ журналы
|
12. Тищенко Дмитрий
|
9 книг
|
8 книг
|
13. Цибенко Валерия
|
12 книг
|
6 книг (большие книги)
|
14. Чигрина Ксения
|
11 книг
|
5 книг (большие книги)
|
15. Хмелёва Арина
|
7 книг
|
- (музыкальная школа)
|
16. Бландинская Наталья
|
8 книг
|
- (вернулась из города)
|
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: интерес к чтению можно и нужно прививать, ведь не зря же русский народ сложил такую поговорку: «Чем больше читаешь, тем больше знаешь»!
|