Проектная деятельность в системе воспитательной работы в 3 «А» классе.
учитель начальных классов Бакума С.Ю.
МОУ «Поярковская СОШ № 2», с. Поярково,
Михайловского района, Амурской области
(выступление на педагогическом совете школы, 13.04.2011)
Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно. Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10 % от того, что они читают,
- 26 % от того, что они слышат,
- 30 % от того, что они видят,
- 50 % от того, что они видят и слышат,
- 70 % от того, что они обсуждают с другими,
- 80 % от того, что основано на личном опыте,
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,
- 95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988).
Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих - наставника. В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности: общение, деятельность, познание, рефлексия.
Действительно, исследуя нюансы включения ребенка младших классов в проектную деятельность, отмечаем, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие) возникает множество трудностей. Среди них наиболее ярко выделяются следующие:
- у ребенка младшего школьного возраста недостаточно развита аналитичность мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;
- младшие школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы;
- эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.
В связи с вышесказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к. именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Вопрос заключается лишь в правильном подборе методов и приёмов формирования исследовательской компетенции, адекватных возрастным особенностям младшего школьника
Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.
Перед собой я поставила задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу. С 2008 – 2009 учебного года, когда нынешние мои дети пришли в 1 класс, я стала включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции. Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.
Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.
Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими.
Этот метод я использую недавно, но эта работа заняла особое место и помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Эта работа охватывает огромное количество задач, а именно, формирование, развитие и приобретение индивидуальных навыков, навыков общения, междисциплинарных навыков и навыков работы в группе.
При создании проектов тесно сотрудничаю с учителями – предметниками, работниками сельской библиотеки, родителями, работниками музея. В работе использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы.
В своей работе придерживаюсь следующих требований:
- Проект разрабатывается с согласия или по инициативе учащихся.
- Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные.
- Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых.
- Работа по проекту является исследовательской.
- Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.
Работу делю на несколько этапов.
1. Подготовка.
а) определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта;
б) делим учащихся на группы или работаем всем классом.
2. Планирование.
а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию;
б) определяем способы представления результатов;
в) распределяем обязанности в группах.
3. Исследование.
а) формулируем проблему;
б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;
в) выбираем методы исследования.
4. Результаты и выводы
а) анализируем информацию и формулируем выводы.
5. Представление или отчёт (проходит на родительском собрании, перед общественностью).
6. Оценка результатов и процесса
а) организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.
Проекты подбираем такие, которые были бы интересны и полезны детям. Например:
В первом классе мы воплотили проект, который взял начало на уроках обучения грамоте и плавно перешёл во внеурочное занятие – проект «Моя первая книга» или «Моя первая азбука». Идея проекта состояла в том, чтобы на каждую букву алфавита ребёнок сам подобрал рисунок (аппликацию, картинку) в соответствии со своей персональной темой Азбуки. Предварительно мы посетили сельскую библиотеку, где ребят познакомили с различными азбуками. В результате нашей работы возникли 13 абсолютно разных, неординарных Азбук, которые мы оформили в виде книг. Результатом детского творчества стала выставка в районной детской библиотеке, по результатам которой мы получили много добрых отзывов.
Во втором классе мы совместно с 2 «Б» классом осуществили социальный проект «Подари библиотеке книгу». Идея работы над этим проектом возникла всё в той же библиотеке, когда дети после очередного мероприятия выбирали книги для чтения. Мы обратили внимание на маленький выбор книг для нашего возраста и решили восполнить этот пробел. Собрав два класса вместе, мы разбили детей на группы. Каждая группа предложила свои пути решения этой проблемы, из которых, после решения детского жюри были выбраны такие: объявить по начальной школе акцию «Подари библиотеке книгу», помочь работникам библиотеки в ремонте книг, организовать ярмарку и на вырученные деньги закупить новые книги. Результатом этой работы стало приобретение 53 новых книг для детского чтения и 143 книги нам удалось собрать из личных библиотек. В ходе реализации этого проекта ребята открыли для себя новое ощущение: оказывается приятно не только получать подарки, но и самим дарить их. Символично то, что вручали мы наши подарки библиотеке в канун Нового года!
В этом учебном году свой творческий проект мы посвятили нашим мамам. Именно для них мы решили к женскому празднику сами вырастить тюльпаны. Проект преследовал две цели: подготовить сюрприз для мам, и исследовать условия, при которых растут тюльпаны. Ребята посетили магазин, где приобрели луковицы этих цветов, купили горшочки и землю, посоветовались с продавцом, которая дала нам рекомендации по проращиванию тюльпанов и посоветовала, какую литературу следует почитать. И мы принялись за дело. Каждый сам ухаживал за своим цветочком, ежедневно проверяя, как быстро он растёт. И пусть наши ожидания не оправдались, и наши тюльпаны расцвели задолго до нужного нам срока, но отрицательный результат тоже результат: мы изучили методику проращивания этих цветов в комнатных условиях. Замерили время и температуру, необходимую для роста и развития тюльпанов и в следующем году надеемся на положительный результат. Но нам удалось получить главные результат: радость ребёнка от того, как удивлялись и восхищались мамы от неожиданного чуда среди снежной зимы!
В данный момент мы работаем над проектом «Фруктовый сад на нашем подоконнике» Мы решили проверить, можно ли из косточки вырастить дерево. Ребята посадили косточки яблока, финика, лимона, граната и мандарина и наблюдают за результатом.
В завершении своего выступления я хочу сказать, что на начало учебного года я не составляю план по организации проектов во внеклассной работе. Темы появляются по мере возникновения интереса детей к той или иной проблеме. Я понимаю, что в моей работе над проектом не всегда выполняется условие, что надо делить детей на группы. Мы порой работаем всем классом. Но в данной работе и меня и детей устраивает результат: ребята читают книги, осваивают новые знания, учатся работать в коллективе, радуются и удивляются успехам одноклассников. И ещё один положительный момент этого направления: большая часть родителей поддерживает инициативу, и активно помогают детям, включаясь в работу.
|