Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВоскресенье, 22.10.2017, 04:09


Сайт

учителя начальных классов

Бакума

Светланы

Юрьевны

Меню сайта
Наш опрос

Какой раздел сайта Вам был более полезен?

Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методическая система Учителя

МОБУ «Поярковская СОШ № 1»

Бакума Светланы Юрьевны

Повышение качества образовательного процесса в начальной школе через применение исследовательской и проектной деятельности в обучении и воспитании

 

Публичная презентация результатов педагогической деятельности за 2012/13 - 2015/16 учебные годы

 

Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:

  • 10 % от того, что они читают,
  • 26 % от того, что они слышат,
  • 30 % от того, что они видят,
  • 50 % от того, что они видят и слышат,
  • 70 % от того, что они обсуждают с другими,
  • 80 % от того, что основано на личном опыте,
  • 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,
  • 95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988).

Работая над созданием своей методической системы,  прежде всего, задаёшься  вопросами: с какими проблемами я сталкиваюсь при обучении младших школьников, что от моих выпускников ожидают педагоги среднего звена? Изучив направления работы школы (программу развития «Школа социального успеха», подпрограммы «Одарённые дети», «Информационная культура», «Здоровье», «Моё профессиональное будущее»), методику педагогов среднего и старшего звена, требования социума к современному образованию, я построила модель выпускника четвёртого класса:

В результате этих размышлений, цель своей педагогической деятельности я определила таким образом:

создать условия для развития познавательных, творческих и коммуникативных способностей учащихся посредством активных форм обучения.

Для достижения цели мне необходимо было решать следующие задачи:

1. Создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей на уроке и во внеурочное время, повышая мотивацию учащихся к обучению.

2. Учить самостоятельно или в группе сверстников осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний.

3. Развивать творческий потенциал детей.

Для решения поставленных задач, прежде всего, я обратилась к современным педагогическим технологиям:

  • Игровая технология - самая актуальная для учителя начальной школы, так как первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, именно в этот год у детей происходит переход от игровой деятельности к учебной.
  • Проблемное обучение. Проблемная ситуация на уроке побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
  • Методика исследовательского обучения младших школьников (А.И.Савенков).
  • Проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.
  • Информационно-коммуникативные технологии. Им отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации.
  • Технология «Учебного портфолио» способствует формированию необходимых навыков рефлексии, т. е. формированию самонаблюдения, размышления. Технология является средством для формирования мотивации достижения.
  • Технология критического мышления направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
  • Технология продуктивного чтения предполагает коммуникативное обучение чтению, то есть умение правильно извлекать и получать информацию.
  • Технология системно-деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон)

Все они акцентируют внимание на формировании креативного сознания и мышления, развитии творческих способностей учащихся.

Приоритетным направлением в моей работе является организация исследовательской и проектной деятельности  младших школьников и вовлечение в неё как можно большего числа учащихся.

Всю работу строю по следующим принципам:

1. Организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся добывали знания в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

2. Создать комфортные условия для взаимодействия учащихся друг с другом при организации учебного процесса.

3. Использовать современные педагогические технологии, способствующие обеспечению высокого качества образовательного процесса.

4. Направлять учащихся на приобретение опыта творческой поисково-исследовательской деятельности.

Основным принципом исследовательской деятельности для меня являются строки:

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках…

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

Для одарённых и высоко мотивированных учащихся исследовательская деятельность – это дополнительная возможность проявления самостоятельности в приобретении новых знаний и проявлении своего творческого потенциала. Поскольку многие дети быстро овладевают основами компьютерной грамотности, процесс презентаций их исследовательских работ и проектов становится наглядным и разнообразным. Исследовательская деятельность уникальна, так как  она способствует формированию и развитию всех универсальных учебных действий.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Поэтому включаю школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, а отдельные учащиеся выходят на самостоятельные исследования. Темы для проектов тесно связываю с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Длительность выполнения проекта ограничиваю 1-2 неделями урочно - внеурочных занятий или 1-2 уроками. Главное, чтобы виды проектной деятельности были адекватны возрасту, чтобы весь процесс был окрашен положительными эмоциями, поскольку любая проектная деятельность осуществляется исключительно на добровольной основе. Проекты и исследования в начальной школе отличаются простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя). Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как универсальными учебными действиями.

Учебные предметы дают широкие возможности для реализации метода проектов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Приведу несколько примеров:

читать материал полностью 

Для отслеживания эффективности моей работы я использую различные методы:

 

Эффективность представленной методической системы подтверждается:

1. Конкретными достижениями. Каждый год мои воспитанниками становятся победителями и призерами районной научно-практической конференции младших школьников "Я - исследователь!", победителями и призёрами дистанционных конкурсов проектов "Созидание и творчество" (Г. Обнинск), а в декабре 2014 года  Бакума Никита  стал победителем очного этапа  ХIV Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» в Москве.

2. Динамиой уровня обученности по учебным предметам.

Год

 

Предмет

2013-2014

2 «Б» класс

2014-2015

3 «Г» класс

2015-2016

4 «Г» класс

Кол-во обуч-ся

Уровень обучен-ности

Кол-во обуч-ся

Уровень обучен-ности

Кол-во обуч-ся

Уровень обучен-ности

Русский язык

22

65 %

20

66 %

18

67 %

Литературное чтение

22

81 %

20

78 %

18

80 %

Математика

22

63 %

20

65 %

18

66 %

Окружающий мир

22

72 %

20

66 %

18

69 %

Изобразительное искусство

22

87 %

20

82 %

18

82 %

Технология

22

85 %

20

82 %

18

86 %

Музыка

22

70 %

20

71 %

18

88 %

Данные таблицы указывают на высокий уровень обученности по литературному чтению, изобразительному искусству, технологии; на средний уровень обученности по русскому языку, математике, окружающему миру, музыке.

 3. Тиражируемость данной методической системы среди педагогов района  способствует  увеличению количества участников районной научно-практической конференции младших школьников. Я думаю, что в этих победах есть и мой вклад, потому что  являюсь одним из организаторов данной конференции и  консультантом многих проектов.

 

Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz